Олег
Матвеев
ясный блог
В этом случае работает идея, которую я подробно рассмотрел в статье «Что такое пространство»: как только внимание фиксируется жестко на чем-либо, это уже один из признаков травмы. И у терапевта, если он зафиксируется на чем-то из того, что выгружает клиент, может образовываться так называемый вторичный синдром травмированности.
Когда я работаю с клиентом в сессии и он выгружает свои переживания, я в это время ощущаю свое пространство, свое тело, себя, его тело, его пространство мое внимание равномерно распределено по всем этим объектам. Поэтому зафиксироваться на том, что выгружает клиент, и получить от этого травму, я в принципе не могу.
Иногда я могу специально проверять, не залипло ли мое внимание на чем-либо. Для этого я свое внимание перемещаю. У меня есть комната, со всеми предметами, которые в ней есть, у меня есть клиент, у меня есть тело клиента, у меня есть его история, которую он проговаривает. Я стараюсь работать так, чтобы обращать внимание сразу на все это. Такая деконцентрация своего рода.
Время от времени я делаю тоже самое, что я предлагаю сделать клиенту. То есть трачу несколько секунд на то, чтобы убедиться, что у меня есть пространство впереди и оно никуда не пропало, я нахожу какие-то интересные предметы. Есть пространство сзади, есть пространство слева, справа, сверху, снизу. И есть клиент, есть какая-то история этого клиента. И даже когда клиент что-то рассказывает, у него есть какие-то заряженные пиковые моменты, какие-то стоп-кадры, на которых фиксируется его внимание, но мое внимание на этом не фиксировано, мое внимание распределено по всей его истории. Я помню, какой у него был запрос, я помню, чтобы он хотел, чтобы произошло в результате. Я все это удерживаю одновременно. Физически это выражается в том, что я иногда перемещаю взгляд — туда, сюда. Проверяю, не происходит ли в данный момент моего собственного травмирования.
Навыки работы с пространством, управления пространством, удержания пространства, создания пространства настолько базовые, что если их хорошенько наработать, то все остальные навыки ведения сессии, как масло на бутерброд, на эти базовые навыки легко ложатся. Ведущему навыки работы с пространством дают большую способность присутствовать, позволяют не присоединяться к эмоциям клиента, не впадать в слияние, фиксацию на этих эмоциях, и, соответственно, не падать в травму этого клиента, не получать свою собственную вторичную травму.
В присутствии специалиста, который хорошо удерживает пространство, клиент ощущает безопасность, он с большей уверенностью может погружаться в различные переживания, потому что он чувствует, что даже если его внимание на чем-то зафиксируется, то у него есть внешний ресурс в виде человека, который держит для него общее пространство и эту фиксацию может соответствующим образом обработать. Следовательно, вторичной травматизации клиента, чего так боятся психологи, произойти не может.
Заметьте, когда человек напряжен, у него сжимается пространство, он скукоживается, у него пространство маленькое. Маленькое пространство всегда ассоциируются с каким-то напряжением, зажатостью, зажимом. А большое пространство – это когда выдохнул, расслабился, расправил плечи, сел посвободнее.
Поэтому я после сессии, как правило, нахожусь в более отдохнувшем и расслабленном состоянии, чем я был до сессии.Потому что я в в течение этих полутора-двух часов создавал и удерживал пространство.
Полезные ссылки:
- Модуль Академии «Ясное пространство»
- Ясная практика :: Пространство и Точки зрения
- Две причины, почему не надо смотреть в глаза собеседнику
Реквизиты:
г. Ростов-на-Дону, ул. Станиславского,
дом 167/25, комната 27
ООО «ЯСНАЯ ПРАКТИКА»
ОГРН 1166196110959
ИНН 6167136306
График работы технической поддержки: с 10:00 до 19:00 в рабочие дни.
авторизуйтесь